Основы художественной композиции: правила и приемы
Композиция в живописи — это взаимное расположение элементов живописного полотна, которое должно вызывать у зрителя ощущение единства, целостности и гармонии.
Это структурная основа картины, рисунка, иллюстрации, связь элементов на холсте друг с другом. Композиция основывается на принципах восприятия и тесно связана с содержанием картины, характером раскрытия художественного образа, авторской идеей и предназначением произведения. Цвет в интерьере гостиной и другие тематические картинки можно скачать онлайн в любое удобное для вас время.
Законы, принципы и правила композиции сформированы на основе закономерностей восприятия человеком действительности и мирового художественного опыта.
В изобразительном искусстве композиция отвечает за грамотное распределение элементов (фигур, предметов, объемов, цветов, света и тени, деталей и направлений). Это своеобразный скелет произведения, с помощью которого оно приобретает целостность, завершенность, взаимосвязь всех элементов и подчинение их основной идее картины.
Основными элементами композиции являются рисунок, цвет, форма и другие.
Работа художника над композицией включает несколько последовательных этапов. Это поиск темы произведения, определение идеи картины, выбор сюжета, подбор формата, размера холста и техники исполнения. После этого следует создать структуру линий будущего произведения, найти самые выразительные и характерные позы персонажей, определиться со стилизацией картины. Далее – доработать равновесие цветных и тональных пятен в картине, ритм элементов. Напоследок можно усилить смысловой и композиционный центр, характер и количество деталей.
Простейшие композиционные схемы показывают классические картины. В них все элементы композиции положены в геометрические формы: треугольник, овал, круг, квадрат, прямоугольник.
Композиция может быть закрыта или разомкнута. В первом варианте все элементы стремятся внутрь, к центру и окружены со всех сторон небольшим пустым пространством. В разомкнутой композиции все элементы стремятся вырваться за пределы картины, они могут частично выходить за края изображения или затрагивать их.
В любой картине художник стремится построить композицию таким образом, чтобы изображаемые объекты находились в выразительной форме. Все лишнее на картине отвергается, на холсте остается только то, что действительно необходимо и является главным объектом произведения. Для достижения такого эффекта и построения композиции существуют определенные правила.